Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 29.03.2024, 22:59 |
Детский Сад Фантазия | |
Приветствую Вас Гость |
|
Беседы с ДефектологомВоспитание здорового ребенка. Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Я – учитель, а не научный сотрудник и, даже, не врач, поэтому могу допустить неточность, что-то упустить в своем рассказе, но именно так хочу представить свою педагогическую философию: «Воспитание здорового ребенка». Может название темы звучит слишком просто, но какова проблема!!! Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней закладываются в детском возрасте. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет втечение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья самого ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным заболеваниям. Что же такое здоровье? Всемирно известный врач-психотерапевт Элизабет Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех аспектов может дать здорового полноценного человека. В современном обществе интеллектуальный квадрант слишком развит, зато эмоциональный наиболее ослаблен.Но в человеческом организме все тесно взаимосвязано, и нет более грубой ошибки, чем заботится только о физической или интеллектуальной стороне здоровья детей, не обращая внимание на эмоциональное благополучие, на духовные и нравственные аспекты воспитания ребенка. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы сбалансировать эти квадранты здоровья. Чтобы ребенок был здоров, нужна здоровая семья, здоровое общество, здоровая окружающая среда. Но не для кого ни секрет, что в настоящее время в этой цепи страдает каждое звено. Зло с экранов телевизоров, изобилие средств массовой информации вызывает у детей отклонение нервной системы, нарушение зрительных функций, гиподинамию, в результате которой нарушается работа всех жизненоважных систем организма. Несовершенная государственная система является одной из причин низкого уровня материального положения многих семей, увеличения разрыва между желаемым и возможным для многих членов общества. Это вызывает стремление родителей зарабатывать больше денег, таким образом, отнимает время от общения с детьми. Занятость, деловитость родителей часто вызывает недостаток или полное отсутствие эмоционального тепла, снижение эмоционального настроя во многих семьях. Что влечет за собой возникновение стрессов у взрослых и детей. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья. Экологическая обстановка, состояние окружающей среды, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Загрязненный воздух, радиация, туберкулез негативно влияют на беременность и роды, на здоровье взрослых и детей. Кому же, если не нам, педагогам, начать оздоровление этого замкнутого круга? И я, как одно из маленьких звеньев этой цепи, начинаю с себя, со своего ребенка, со своих воспитанников.
Я – за развитие психических функций и познавательного интереса у детей. В наше время источников информации для детей предостаточно. Но вот вопрос – в состоянии ли ребенок воспринять весь этот информативный поток, пропустить его через себя, хочет ли он этого? Поэтому главным при обучении детей дошкольного возраста считаю не дать какой-то объем знаний, а развить внимание, мышление, познавательный интерес – те способности, которые помогут маленькому человеку воспринять окружающий мир.
Жизнь – это движение, а движение – это жизнь. Жизнь без движения умирает. Поэтому, я – за двигательную активность детей. Коррегирующая гимнастика, психогимнастика, развитие мелкой моторики – это те средства в мой работе, которые помогают ребятам научиться правильно двигаться, полюбить движение. На других занятиях обязательными являются физкультминутки, гимнастика для глаз.
Я – за эмоциональное благополучие ребенка. Создавая благоприятный микроклимат в группе детей, я придерживаюсь следующих принципов: - контакт «глаза в глаза» - физический контакт - пристальное внимание - активное слушание - доброжелательный тон - чувство юмора Когда открыто и доброжелательно смотрю в глаза ребенку, то по «беспроволочному телеграфу» передаю свою любовь. Стараюсь втечение дня просто дотронуться с нежностью до каждого малыша. Пристальное внимание и активное слушание жизненно важно для эмоционального здоровья детей. Если Вика подошла ко мне и хочет что-то рассказать, беру ее нежно за руку и стараюсь полностью сосредоточиться только на ней. Доброжелательный тон и чувство юмора помогают мне снять нервное напряжение, если вдруг оно возникает у кого-нибудь из моих подопечных.
Я – за духовное благополучие ребенка. За основу воспитания нравственности беру принципы: - воспитание ребенка как личности - безусловной любви Общаясь со своими воспитанниками учитываю то, что они не безликая масса и что каждый маленький человек индивидуален, к каждому нужен особый подход.
Я – за безусловную любовь, за любовь, которая не зависит от того, как ведут себя близкие, как ведет себя ребенок и сколько плохого в этой жизни. Хотя это и очень трудно, но пытаюсь не ждать никогда никаких ответных действий от детей и близких, даря им свою любовь, пытаюсь любить жизнь такой, какая она есть – из белых и черных полос. «У природы нет плохой погоды»,- часто твержу себе, как заклинание. А всем родителям хочу посоветовать: - по утрам ваши дети не должны уходить из дома без ласки и привета: контакт «глаза в глаза» и физическое прикосновение заполняют эмоциональный резервуар на целый день вперед; - не забудьте вечером встретить их с такой же любовью и радостью; при этом обязательно ненавязчиво поинтересуйтесь, что сегодня было в детском саду, в школе; - любите детей такими, какие они есть, не требуя ничего взамен.
Я – за здоровый образ жизни и его пропаганду. Внедряя в своей работе здоровьесберегающие технологии, объясняю ребятам, для чего и как правильно дышать, для чего нужно больше двигаться, говорю детям о пользе закаливания, о необходимости соблюдения правил личной гигиены, выполнения зрительных упражнений и т. п
Один из остроумнейших современных американских писателей Роберт Фулгхам подчеркивает: «Все, что мне действительно нужно знать о том, как жить, что делать и как быть, я узнал в детском саду. Уверяю Вас, что и вы тоже: - Играй честно. - Не дерись. - Клади вещи на место, особенно чужие. - Мой руки перед едой. - Теплый пирог с молоком – это очень вкусно. - Подреми после обеда. - Когда ты отправляешься в жизнь, смотри по сторонам, берегись машин, держи за руку того, кто рядом, и держись вместе с друзьями, чтоб не пропасть поодиночке. - Золотые рыбки, хомячки и даже маленькое семечко – все умирают в конце концов. И мы тоже». Вы только возьмите любой из этих пунктов и примените его в запутанной взрослой жизни. Подумайте, на сколько лучше был бы мир, если бы мы все как один каждый день прикорнули бы на полчасика, прикрывшись уютно пледом, а потом в три часа пополудни получали бы на полдник вкусный пирог и стакан молока. Или бы все правительства взяли себе за правило всегда класть на место то, что они нашли, особенно- чужое, убирать за собой свой собственный мусор. И независимо от того, молоды Вы или стары, когда отправляетесь в большой мир, лучше всего возьмитесь за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке. Обращаясь ко всем педагогам, прошу, чтобы они рассказали своим воспитанникам и их родителям, что они сами могут сделать, чтобы быть здоровыми, и тогда все вместе мы спасем генофонд России, поможем общему оздоровлению нашей страны как в физическом, так и в эмоциональном и духовном плане.
В добрый час! |
|
Copyright MyCorp © 2024 |